рецензия на экспертизу (лат. Recensio — оценка, сообщение, просмотр) — беспристрастная оценка заключения эксперта, цель которой — качественный анализ исследований, проведенных в рамках экспертизы, на предмет их соответствия требованиям действующего федерального процессуального законодательства, методикам и методическим рекомендациям. Этим также проверяются правильность оформления, достоверность экспертизы и обоснованность её выводов. В России на рубеже XX—XXI веков произошли фундаментальные изменения общественных и производственных отношений, а также структуры собственности. Была радикально расширена сфера деятельности экспертизы. 31 мая 2001 г. был принят Федеральный закон N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» — первый в истории государства нормативно-правовой комплексный акт, регулирующий эту сферу деятельности и закрепивший все возникшие в ней изменения.Согласно закону, заключения могут быть даны государственными судебными экспертами или частными, а также — негосударственными судебно-экспертными организациями. Определяющим фактором при этом являются специальные познания, которыми обладает тот или иной эксперт.
В последующие годы потребность органов следствия или суда в экспертизах сильно возросла. В настоящее время из-за нехватки материальных и кадровых ресурсов государственные судебно-экспертные учреждения не могут справиться с имеющимся объёмом задач, что привело к росту количества негосударственных экспертов и экспертных организаций.
В отличие от государственных судебно-экспертных организаций, деятельность негосударственных — не имеет четких законодательных ограничений, касающихся порядков контроля качества исследований, повышения квалификации специалистов, получения и подтверждения экспертом права на самостоятельное производство заключений. Законом также не определены требования к лицензированию, особой регистрации и необходимости подтверждения специальных познаний у негосударственных экспертов.Это отражается на качестве исследований, является причиной экспертных ошибок и ложных выводов.
Во время Парламентских слушаний 23.05.2019 г., посвященных теме совершенствования законодательства России в области судебно-экспертной деятельности, замминистра юстиции Д. Новак сообщил следующее:
Отсутствие законодательно закрепленных критериев оценки компетентности лиц, не являющихся работниками государственных судебно-экспертных учреждений, достоверности используемых ими экспертных методик, их научной обоснованности — это и является причиной низкого качества проводимых этими лицами экспертиз и, как следствие, судебных ошибок, увеличения количества повторных и дополнительных экспертиз, увеличения сроков судопроизводства в целом. … Следует признать, что все-таки во многих случаях качество производства судебных экспертиз негосударственными экспертами и экспертными организациями свидетельствует о низком уровне их подготовки, оснащенности оборудованием и, самое главное, о преобладании коммерческого интереса при решении экспертных задач.
По статистике, за 2018 год экспертные учреждения Министерства юстиции выполнили после негосударственных экспертов 585 повторных исследований. Выводы 454 из них (77,6 %) не совпадали с выводами предыдущих заключений. Таким образом, рецензия дает возможность оспорить заключение эксперта, являясь действенным методом решения проблем законодательства. С 2014 по 2019 годы рецензирование экспертиз в 82 % случаев выявило наличие грубых нарушений, которые повлияли на объективность полученных экспертами выводов.
В последние годы рецензирование получает активное развитие и выполняется на базе негосударственных экспертных организаций. С 2010 года существует Саморегулируемая организация судебных экспертов, действующая в рамках ФЗ-305 от 01.12.2007 г., которая обладает функциями контроля деятельности судебных экспертов. Рецензирование судебных экспертиз является одним из инструментов функции контроля.
Кроме того, в специализированных государственных организациях выполняются контрольные рецензирования экспертиз нижестоящих подразделений вышестоящими. Такого рода рецензии предусмотрены ведомственными нормативными актами, регулирующими судебно-экспертную деятельность. Рецензии применяются при аттестации судебных экспертов, сдаче квалификационных экзаменов по экспертной специальности и для профилактики ошибок, допускаемых экспертами. Они проводятся внепроцессуально, инициаторами их выступают руководители судебно-экспертных организаций различных ведомств (ЭКЦ МВД, РФЦСЭ при Минюсте РФ, ЭКУ ФСБ, РЦСМЭ Минздрава РФ и др.)